Бенефис режиссёра-постановщика театра Е.Т.Борисовой

Директор театра Д.А.Стрекалов. Помощник режиссера и актриса Елена Лопатина. З.а. РФ Е.К.Снегирева. Бенефис актрисы Татьяны Старочкиной.
Артист Анатолий Белков.
Бенефис з.а. РФ Людмилы Ковалёвой.
Бенефис з.р.к.РФ, режиссёра-постановщика театра Е.Т.Борисовой. Режиссёр В.И.Куприн.
Юбилеи з.а. РФ В.В.Смирнова и М.В.Смирновой.
З.р.к.РФ, художник-постановщик Е.А.Береснева.
З.а. РФ Ярослав Узенюк. Е.П.Севрикеева,з.р.к.РФ,заведующая мастерской по изготовлению кукол. Заслуженная артистка РФ Н.И.Новикова. Артист Данил Морозов. Игорь Бабанов, главный художник. Артисты театра: Любовь Маринина, Рашит Абдрахманов, Людмила Морозова, Валентина Баранова, Никита Тимошин, Ольга Жданович, Екатерина Соколова, режиссер Сергей Столяров, актриса Екатерина Зиновьева. Актер Александр Втулкин
Аватар пользователя
administrator
Site Admin
Сообщений: 304
Зарегистрирован: Сб май 06, 2006 5:15 am
Контактная информация:

Бенефис режиссёра-постановщика театра Е.Т.Борисовой

Сообщение administrator » Пн мар 05, 2007 9:46 am

Н.Боровков
Елене Борисовой – режиссёру и человеку.

Привет! Привет тебе, Елена,
От ветерана – ветерану.
Нам, режиссёрам, по колено
То, что другим – по барабану.

Идя на цель, не дрогнем бровью,
Хоть путь бывает крут и долог.
Мы вскормлены актёрской кровью,
И нам не нужен стоматолог.

Пьянит нас вид живого мяса,
Инстинктам древним потакая.
Мы – людоеды экстракласса,
У нас профессия такая!

Способны мы ужасным взглядом
В дрожь повергать гадюк и кобр…
Так почему ж с тобою рядом
Я нежен становлюсь и добр?

Застенчив становлюсь и скромен,
Стыдлив, как юный дилетант…
Всё потому, что так огромен
Твой человеческий талант!

ПОЗДРАВЛЯЮ!

Аватар пользователя
administrator
Site Admin
Сообщений: 304
Зарегистрирован: Сб май 06, 2006 5:15 am
Контактная информация:

Газета "Северный край"

Сообщение administrator » Пт мар 09, 2007 10:17 am

Изображение
3 марта 2007 (37)
Елена Борисова: «У меня очень легкая жизнь»
Изображение
| Лариса ДРАЧ | Фото: Вячеслав ЮРАСОВ |

Елена Тадеушевна Борисова, будучи феерически творческим человеком, терпеть не может всего официально­протокольного. Поэтому даже такой торжественно­приятный повод для нашего знакомства с ней, как ее собственный бенефис, она старалась оставить за рамками разговора. Но поскольку юбилей – такое мероприятие, что некоторых протокольных моментов избежать невозможно, предлагаю покончить с ними сразу, с первых же строк нашего повествования, и уж более не отвлекаться на такие мелочи жизни, как звания и регалии. Итак, 6 марта в Ярославском театре кукол состоится бенефис заслуженного работника культуры России, режиссера­постановщика театра Елены Тадеушевны Борисовой, приуроченный… нет уж, увольте: официоз официозом, но оглашать паспортные данные этой изумительной женщины я не намерена. И потом, Елена Тадеушевна и возраст – понятия несовместные в принципе, это вам подтвердит любой мало­мальски знающий ее человек. Ну что, с формальностями покончено? Тогда – будем знакомы.

СКАЗ ПРО СУДЬБУ И КОБЫЛУ

Судьба Елены Борисовой (в девичестве – Варжало) была предопределена фактом ее появления на свет в семье известных театральных деятелей: главного режиссера Омского театра кукол Анастасии Трифоновны Варжало и заслуженного артиста России Тадеуша Мечиславовича Варжало, кукольника от Бога. Неудивительно, что в семье, в которой театр кукол был не местом работы, а храмом творчества, дети пошли по стопам родителей, однажды и навсегда заболев кукольным театром.

Несмотря на то, что Елена Тадеушевна была кукольницей по призванию и определению, но, по ее словам, «кто в шестнадцать лет не хочет публичной славы?». За публичным признанием своей исключительности юная Лена Варжало отправилась… конечно, в Москву и, конечно, в театральный институт на отделение драмы. Не поступила, я полагаю, только потому, что экзамены уже практически закончились, и все курсы во всех театральных вузах столицы были набраны, и если абитуриентов мужеского пола члены приемных комиссий еще кое­как просматривали – а вдруг? – то соискательниц­девочек не слушали вовсе. Долго печалиться Елена не стала, вернулась домой и поступила… на иняз. Но, как гласит народная мудрость, свою судьбу по кривой на кобыле не объедешь. Однажды в театре случился очередной аврал, Лена вызвалась помогать, втянулась и два года проработала в нем в статусе ученицы: была раньше при театрах такая кузница кадров, как ученичество. Потом спокойно и осознанно поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии.

– По его окончании я вернулась домой, в Омский театр кукол, и поставила очень популярные в те годы вещи «Солнышко и снежные человечки» и «Винни­Пуха».

Однако профессиональную карьеру Елена Тадеушевна начала в качестве актрисы, правда, с правом постановки: дело в том, что ее муж, Вячеслав Борисов, первым прибыл в Омский театр кукол по распределению и занял свободную должность режиссера. О своем зигзаге в актерскую профессию Елена Тадеушевна вспоминает с любовью, хотя признается, что сейчас она на сцене чувствует себя куда свободнее: «режиссура раскрепощает».

«ФУЛЮГАН» И ПРОВОКАТОР

А между тем в соответствующих инстанциях было принято решение о реорганизации Ярославского театрального училища в институт, и чету Борисовых пригласили в Ярославль в качестве педагогов.

– Я очень благодарна Станиславу Сергеевичу Клитину за это приглашение, потому что именно здесь поняла: несмотря на то, что режиссура – это моя профессия и я ставлю с удовольствием и иногда небезуспешно, больше всего на свете мне нравится работать педагогом.

Елена Тадеушевна – действительно педагог от Бога. Она настолько растворяется в своих учениках, что давно не делает различий между ними и собственными дочерьми. Все они – ее дети.

– Елена Тадеушевна – наше чудо, наше главное и в театре, и по жизни, – говорит Анатолий Белков, актер Ярославского театра кукол, бывший ученик Борисовой. – Ее день рождения давно превратился в наш общий праздник. Она стала для нас, своих учеников, всем: и мамой, и мастером, и педагогом, и режиссером.

– И как вам с ней работается, коль вы знакомы с Еленой Тадеушевной в столь разных ее ипостасях?

– Честно? Крайне трудно, но и безумно интересно. Она, будучи искренним и бесконечно серьезно относящимся к своему делу человеком, не терпит халтуры ни в чем. И в то же время дает возможность актерам фантазировать и «фулюганить». О, она сама – отчаянный «фулюган» и провокатор!

Елена Тадеушевна о своих репетициях говорит так:

– Мне очень нравится, когда в процессе создания спектакля участвуют сами актеры, причем, как правило, фантазия молодых ребят не ограничена какими­то жесткими профессиональными знаниями, и они, не ведая пока о том, что можно делать на сцене, а что нельзя, неожиданно придумывают совершенно уникальные вещи.

Что касается страсти Борисовой к экспериментам и выше озвученному «фулюган­ству», то однажды руководство института просто­напросто запретило играть один из придуманных и поставленных Еленой Тадеушевной спектаклей. Был скандал, не всероссийского масштаба, но все же…

– Это был спектакль «Красное и синее», поставленный по известным сказкам Шарля Перро «Красная Шапочка» и «Синяя Борода». Общеизвестно, что сказки эти изначально были адресованы взрослым. Именно в таком контексте мы их и прочли… Недавно я пересматривала видеозапись спектакля и не обнаружила абсолютно никакой крамолы.

Зато другой эксперимент Елены Тадеушевны, реализованный ею уже не в стенах института, а на сцене Ярославского театра кукол – я имею в виду спектакль «Кентервильское привидение», поставленный по рассказу О. Уайльда, – завершился столь удачно, что принес своему создателю звание дипломанта национального театрального фестиваля «Золотая маска» и диплом в номинации «Лучший режиссер кукольного театра России». Учитывая то обстоятельство, что в номинации «Лучший кукольный спектакль России» показа в столице удостоены были только четыре театра из 127 действующих в России, сразу два «золотомасочных» диплома говорят о многом.

СТИЛЬНАЯ «ШТУЧКА»

Елена Тадеушевна Борисова – исключительно тонкий режиссер, стильный художник, обладающий абсолютным чувством меры и чувством профессионального такта. В ее режиссерском багаже нет ни одного случайного спектакля, поставленного просто от необходимости или на заказ. Процесс придумывания спектакля у Елены Тадеушевны может длиться годы, но, очевидно, именно этот временной фильтр позволяет появляться на свет эстетически бе­зупречным произведениям театрального кукольного искусства. Вот и «Кентервиль», принесший его создательнице столь престижную театральную награду, был придуман ею еще в студенчестве. Потом, «благополучно забытый», он бродил внутри автора, обрастая подробностями, лет пятнадцать… А уж что выросло, то выросло. Высокое жюри оценило, не нам, дилетантам, чета.

Почти два десятилетия «вынашивала» Елена Тадеушевна и другой свой спектакль – «Сердце самурая», один из самых любимых ею на сегодняшний день, поставленный по пьесе японского драматурга Тикамацу (по словам Елены Тадеушевны, «это такой японский Шекспир»).

– По­моему, он неплохо получился. Его даже выдвигали на какой­то конкурс, честно говоря, я не помню какой, но, ясно дело, с драмой нам не конкурировать.

– И вы так спокойно об этом говорите?

– Абсолютно. Я не тщеславна. А вот тот факт, что этот спектакль высоко оценили театральные специалисты, очень и очень приятен.

Елена Тадеушевна Борисова – еще и доцент Ярославского театрального института, выпустившая в нем шесть курсов. Среди спектаклей, поставленных Еленой Борисовой со студентами, можно назвать «Женитьбу Бальзаминова», «Левшу», «Северную сказку» – забавный детский спектакль, в основу которого лег чукотский фольклор.

За семнадцать лет работы в театре кукол Елена Тадеушевна поставила более десяти спектаклей: это «Русалочка» Андерсена, «Черная курица» Погорельского, «Карлик Нос» Гауфа и другие постановки, полные волшебных таинственных превращений, бесконечно любимые и актерами, и зрителями.

– Из последних моих работ в Ярославском театре кукол мне очень нравится «Пряничный домик». Этот спектакль, сочиненный по сказкам братьев Гримм, на мой взгляд, получился складным. Я сама с удовольствием его смотрю, что вообще для режиссера – дело немыслимое, так как обычно хватаешься за карандаш и начинаешь писать замечания. А тут – нет! И я вижу, что актеры играют «Пряничный домик» с удовольствием, а значит, в нем действительно что­то есть.

…А когда все запланированные разговоры по поводу театра были переговорены, Елена Тадеушевна, призадумавшись по поводу грядущего бенефиса, вдруг призналась:

– Мне стыдно говорить, но мне кажется, что у меня очень легкая жизнь… Впервые эта «крамола» пришла мне в голову, когда мои друзья, уж не помню, по какому поводу, рассказывали о сказочных по комфортабельности дорогах Италии. Там, говорили они, чтобы водители не расслаблялись, через определенное количество метров дорогу перегораживают невысоким препятствием (аналог «лежащего полицейского»). Вот и я случающиеся на жизненном пути перипетии воспринимаю как «дорожный знак» – не теряй бдительности, не успокаивайся на достигнутом.

– И что?..

– Не теряю и не успокаиваюсь.

Аватар пользователя
administrator
Site Admin
Сообщений: 304
Зарегистрирован: Сб май 06, 2006 5:15 am
Контактная информация:

Елена Тадеушевна Борисова (1951 - 2011)

Сообщение administrator » Пн дек 02, 2013 11:47 am

Елена Тадеушевна Борисова (1951 - 2011)
Изображение
Заслуженный работник культуры РФ, дипломант национальной премии "Золотая маска", профессор Ярославского театрального института.
Родилась 1 августа 1951 года в Омске.
Закончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии в 1978 году.
В Ярославском театре кукол ставила спектакли с 1987 года.
Среди них :
Дж. Барри "Питер Пэн".
Сказка-фантазия в 2-х действиях

О. Уайльд "Кентервильское привидение".
Материалистически – идеалистическая история в 2-х действиях

"Что за прелесть эти сказки!"
Театральное действо на выставке кукол по сказкам А.С. Пушкина

В. Гауф "Карлик Нос"
Волшебная сказка в 2-х действиях

Е.Борисова "Пряничный домик"
Путешествие в мир сказок братьев Гримм

М. Шуринова "Морозко"
Русская народная сказка

Её поэзия – это поэзия реализующейся мечты, соприкасающейся с явью, картинка спектакля всегда завораживает, затягивает зрителя в атмосферу сказки.

Ушла из жизни 16 июля 2011 года.

* * *
Уважаемые коллеги! Примите наши самые искренние соболезнования по поводу ухода из жизни прекрасного человека, талантливого режиссёра и педагога Елены Тадеушевны Борисовой. Всем своим творчеством - и в театре, и в институте она с успехом продолжала дело своего учителя - М.М.Королёва. Да, Елена Тадеушевна ушла из жизни, но в искусстве она будет прождолжать жизнь в своих учениках. Передайте наши слова соболезнования семье Елены Тадеушевны.

Факультет театра кукол СПбГАТИ
Н.П.Наумов

* * *
Российский центр УНИМА вместе с многочисленными коллегами - кукольниками выражают свое искреннее и глубокое сожаление в связи со смертью
Елены Тадеушевны Борисовой.
Никто из нас доподлинно не знает смысла и итога смерти, но все мы определенно ощущаем свою сиротливость, когда из жизни уходит такая удивительно светлая и талантливая личность.
Многие, кто даже не был ее близким другом, знакомясь с ее тонкими и гармоничными спектаклями, ощущали удивительную доверительность и душевное родство с ней - замечательным искренним человеком и талантливым режиссером.
Можно лишь предполагать на сколько большую утрату понесли ее родные и близкие, ученики, актеры, коллеги по театру, для которых общение и работа над спектаклями с Еленой Тадеушевной приносили настоящую радость и творческое наслаждение.
В этом году Женской комиссией UNIMA планируется вручение премии выдающейся женщине, осуществившей значительный вклад в развитие театра кукол в своей стране - The first Women’s Commission Award. Российский центр UNIMA в качестве представления своей кандидатуры отправил документы Елены Тадеушевны Борисовой. Мы не знаем результатов отбора, но в любом случае уверены, что наша кандидат по-настоящему достойна этого звания.
Уход Елены Тадеушевны болью отзовется в сердцах многих ее коллег и друзей теперь не только Ярославля и других городов России, где она жила и работала. Мы соболезнуем и скорбим со всеми вместе.
Но также надеемся и верим, что светлая память о ней останется не только с нами, но и перейдет с ней в Вечность.

Президент Российского центра УНИМА - Валерий Шадский
Ответственный секретарь РЦ УНИМА – Елена Точилко

* * *
Скорблю вместе с вами об уходе от нас Елены Тадеушевны Борисовой. С любовью растила она своих учеников, любовь коллег и близких окружали её в жизни, любовь сохранит наша память о ней. Не забудем.
Н.Ю.Боровков

* * *
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ И КОЛЛЕГИ БОЛЬШИМ СОЖАЛЕНИЕМ ПРИНЯЛИ ПЕЧАЛЬНОЕ ИЗВЕСТИЕ О КОНЧИНЕ ЕЛЕНЫ ТАДЕУШЕВНЫ БОРИСОВОЙ МЫ ЗНАЛИ ЕЁ МНОГИЕ ГОДЫ КАК ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО РЕЖИССЁРА ПЕДАГОГА ИНТЕЛЛИГЕНТНОГО УМНОГО ТОНКОГО ЧЕЛОВЕКА ОНА С ЧЕСТЬЮ ПРОДОЛЖИЛА ДЕЛО СВОИХ ТАЛАНТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ ПОСВЯТИВ СЕБЯ ТЕАТРУ КУКОЛ ЕЛЕНА ТАДЕУШЕВНА ГЛУБОКО И ИСКРЕННЕ ЛЮБИЛА СВОЮ ПРОФЕССИЮ УЧЕНИКОВ ТЕАТР МЫ ПОНИМАЕМ ВСЮ ТЯЖЕСТЬ ПОСТИГШЕЙ ВАС БЕДЫ ЖЕЛАЕМ ДУШЕВНЫХ СИЛ МУДРОСТИ СТОЙКОСТИ ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ ИСКРЕННЕ ЧТИМ ПАМЯТЬ ЕЛЕНЫ ТАДЕУШЕВНЫ ВЫРАЖАЕМ СВОЁ СОБОЛЕЗНОВАНИЕ РОДНЫМ БЛИЗКИМ ДРУЗЬЯМ НАВСЕГДА СОХРАНИМ ЕЕ НАШИХ СЕРДЦАХ УВАЖЕНИЕМ СТД РФ АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН КАБИНЕТ ТЕАТРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОЛЬГА ГЛАЗУНОВА

107031 Москва, Страстной бульвар, 10 СТД РФ
Калягин
18 июля 2011 года

* * *
Выражаем глубокие соболезнования и сочувствие в связи с кончиной замечательного режиссера театра кукол, заслуженного работника культуры России Елены Тадеушевны Борисовой. Выросшая в знаменитой театральной семье, она была настоящим подвижником искусства играющих кукол, многие годы она создавала интересные спектакли, преподавала студентам, дарила тысячам зрителей волшебство и сказку, увлекая в мир, где сбываются самые невероятные фантазии и происходят рукотворные чудеса. В Ярославском театре кукол будут жить и радовать многих маленьких и взрослых зрителей её удивительные спектакли.
Скорбим вместе с её родными и близкими, друзьями и коллегами. Светлая память Елене Тадеушевне Борисовой.

Коллектив ГАЦТК имени СВ. Образцова

* * *

Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 11 декабря 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/62518/
Уходя, оставьте свет...

рубрика: Общество
Автор: Лариса ДРАЧ.

Есть утраты, с которыми невозможно смириться. Летом прош­лого года не стало удивительно светлого человека, бесконечно талантливого режиссёра, чуткого и мудрого педагога Елены Тадеушевны Борисовой.


Судьба Елены Борисовой была предопределена фактом её появления на свет в семье известных театральных деятелей – главного режиссёра Омского театра кукол Анастасии Трифоновны и кукольника от Бога, заслуженного артиста России Тадеуша Мечиславовича Варжало. Неудивительно, что в семье, в которой театр кукол был не местом работы, а храмом творче­ства, дети пошли по стопам родителей, однажды и навсегда заболев кукольным театром. Окончив ЛГИТМИК, Елена Тадеушевна поставила в родном Омском театре кукол очень популярные в те годы спектакли – «Солнышко и снежные человечки» и «Винни-Пух». А потом вдруг лихо переквалифицировалась в актрису (правда, с правом постановки). О своём зигзаге в актёрскую профессию Елена Тадеушевна всегда вспоминала с любовью, хотя признавалась, что полностью раскрепостила её всё-таки режиссура.

В Ярославль супруги Борисовы приехали по приглашению тогдашнего ректора Ярославской «театралки» Стани­слава Клитина. Так с его лёгкой руки Елена Тадеушевна нашла своё второе призвание – преподавание. Она настолько растворялась в своих учениках, что не делала различий между ними и собственными дочерьми. Все они были её деть­ми.

– Елена Тадеушевна – наше чудо, наше главное и в театре, и по жизни, – вспоминает Анатолий Белков, актёр Ярославского театра кукол, бывший ученик Борисовой. – Она стала для нас всем: и мамой, и мастером, и педагогом, и режиссёром. Будучи человеком искренним, она бесконечно серьёзно относилась к своему делу, не терпела халтуры ни в чём. И в то же время давала актёрам возможность фантазировать и «фулюганить». Она и сама была отчаянным «фулюганом» и провокатором!

– Лучше всех о моей маме могут рассказать её ученики, – согласна дочь Елены Тадеушевны Полина Борисова (она тоже не мыслит себя вне те­атра, во многом пошла по маминым стопам, окончив ЛГИТМИК и Высшую французскую школу кукольных искусств в Шарлевиль-Мезьере; сейчас живёт и работает во Франции). – Мама была очень светлым, добрым, тёплым человеком и таким разумным, таким понимающим, что не хватает слов. Она была нашей общей мамой, и нам даже не приходило в голову её ревновать к ученикам. Мама для многих людей была родным человеком, после её ухода «ВКонтакте» на её страничке появилось много записей, и люди по-прежнему продолжают писать ей письма...

Елена Тадеушевна была исключительно тонким режиссёром и стильным художником, обладающим абсолютным чувством меры и профессиональным тактом. В её режиссёрском багаже не было ни одного случайного спектакля, поставленного от необходимости или на заказ. Процесс придумывания спектакля у Елены Тадеушевны мог длиться годами. Так было с «Кентервильским привидением», принёсшим своему создателю звание дипломанта национального театрального фестиваля «Золотая маска» и диплом в номинации «Лучший режиссёр кукольного театра России». А ведь спектакль был задуман Борисовой ещё в студенчестве. В этом сезоне ученик Елены Тадеушевны, главный режиссёр Московского дет­ского камерного театра кукол Валерий Баджи поставил «Кентервильское привидение» в своём театре в память о любимом учителе. В титрах стоит имя Елены Борисовой, автора пьесы.

За два десятилетия работы в Ярославском театре кукол Елена Тадеушевна поставила более десяти спектаклей: это «Русалочка», «Чёрная курица», «Карлик Нос», «Питер Пэн», «Морозко», «Что за прелесть эти сказки», другие по­становки, полные волшебных таинственных превращений, бесконечно любимые и актёрами, и зрителями.

...Однажды, когда мы беседовали с Еленой Тадеушевной в преддверии её бенефиса, приуроченного к 55-летию, она сказала удивительные слова, запавшие мне в память:

– Мне стыдно говорить, но мне кажется, что у меня очень лёгкая жизнь. Впервые эта «крамола» пришла мне в голову, когда мои друзья рассказывали о сказочных по комфортабельности дорогах Италии. Там, говорили друзья, чтобы водители не расслаблялись, через определённое количество метров дорогу перегораживают невысоким препятствием. Вот и я случающиеся на жизненном пути перипетии воспринимаю как дорожный знак – не теряй бдительности, не успокаивайся.

Елена Тадеушевна никогда не теряла бдительности и не успокаивалась. Но это препятствие судьбы, неизлечимую болезнь, ей было не суждено преодолеть. Она осталась в нашей памяти, она жива в своих удивительно добрых и мудрых спектаклях, которые призывали идти своим путём.

...«Жаль,
что неизбежна смерть,
Но возможна сатисфакция.
Уходя, оставьте свет...
Это больше, чем остаться»


Вернуться в «Люди и куклы»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостей

cron