Северный край

2007-2008 гг.
Публикации в прессе
Аватар пользователя
administrator
Site Admin
Сообщений: 304
Зарегистрирован: Сб май 06, 2006 5:15 am
Контактная информация:

Северный край

Сообщение administrator » Пн сен 03, 2007 7:51 am

Изображение
Кукольники готовы удивлять
Вторник, 28 августа 2007 (155) | Лариса ДРАЧ | Культура

Вчера, 27 августа, вернулись из летнего отпуска актёры Ярославского государ­ственного театра кукол. 81­й театральный сезон по традиции будет открыт премьерой – сказкой «По щучьему веленью» в постановке известных мастеров сцены из Санкт­Петербурга, заслуженных деятелей искусств России Николая Боровкова и Нелли Поляковой.


До выпуска спектакля остался ровно месяц – 27 сентября театр ждёт зрителей на первую премьеру сезона. В ноябре приглашают своих поклонников на бенефис заслуженные артисты России Валерий и Маргарита Смирновы. Новогодние праздники маленькие ярославцы встретят в компании «Солнышка и снежных человечков»: впервые с этой сказкой малыши познакомились шесть лет назад, но волшебная история так полюбилась и актёрам и зрителям, что в нынешнем году к ней решено вернуться.

Первой премьерой нового, уже 2008 года станет спектакль «Питер Пэн» в постановке заслуженных работников культуры России – режиссёра Елены Борисовой и художника Елены Бересневой.

Есть некая творческая задумка и у тандема главных мастеров театра – режиссёра Владимира Куприна и художника Игоря Бабанова, но они держат её в строжайшей тайне, обещая сюрприз к концу театрального сезона. Однако по просочившимся из­за кулис слухам, нам стало известно, что планируется первая за последние годы постановка для взрослых зрителей.

Аватар пользователя
administrator
Site Admin
Сообщений: 304
Зарегистрирован: Сб май 06, 2006 5:15 am
Контактная информация:

Открытие 81-го театрального сезона

Сообщение administrator » Чт сен 27, 2007 7:20 am

Изображение
Среда, 26 сентября 2007 (176) | Лариса ДРАЧ | Культура

Рубрика – премьера
ПОЗВОЛЬТЕ ЧУДУ ОСТАТЬСЯ ЧУДОМ

27 сентября, в четверг, в Ярославском государственном театре кукол – первая премьера нового театрального сезона. Маленьких зрителей и их родителей ожидает встреча со старой, доброй, всеми любимой сказкой – «По щучьему велению».

Постановку спектакля осуществили заслуженные деятели искусств России, лауреаты премии «Золотой софит» режиссер Николай Боровков и художник Нелли Полякова. Петербуржцы Николай Юрьевич Боровков и Нелли Ивановна Полякова давно и плодотворно сотрудничают с Ярославским театром кукол. Благодаря им творческое досье театра пополнилось такими постановками как «Снежная королева», «Алладин», «Дюймовочка», «Кот в сапогах»… Некоторые из этих спектаклей многие годы не покидают репертуарной афиши театра, а другие пока пребывают на заслуженном отдыхе в «закромах» театра после своей долгой сценической жизни. Однако приоткрою вам один секрет - в скором времени их покой нарушен. По многочисленным просьбам зрителей руководство театра приняло решение о возвращении старожилов в репертуар, и режиссер Николай Боровков, сразу после премьеры нового спектакля собирается вернуться к своим старым знакомцам для приведения их в полную боевую готовность.
Накануне премьеры Николаю Юрьевичу Боровкову удалось выкроить несколько минут для нашей встречи.
-Чем вы, будучи режиссером, руководствуетесь при выборе сказки для постановки?
-Прежде всего, наличием сказки. Какие сказки есть, такие и ставим: все подряд. На самом деле, сказок не так уж и много.
-Что вы говорите?! Никогда бы не подумала!
-Проблема заключается в том, что сначала из сказки нужно сделать пьесу. Поэтому в первую очередь под постановку подпадает классика сказочного жанра: «Конек-горбунок», «Царевна-лягушка», «Дюймовочка», «Кот в сапогах» и так далее. Эти названия безошибочно работают на публику, и, (извините за выражение, но куда от этого денешься?) на кассу. Родители хотят, чтобы их дети познакомились с театральной кукольной классикой и правильно делают. Что касается грядущей премьеры, то спектакль «По щучьему велению» поставлен мною по пьесе Сударушкина.
-В вашей долгой режиссерской биографии (количество поставленных Н. Боровковым спектаклей приближается к сотне) нынешняя постановка - первая встреча с этой сказкой?
-Нет. Лет тридцать тому назад я ставил спектакль по этой же пьесе в Петрозаводске, а где-нибудь на полпути к ярославской постановке был спектакль в Петербурге по пьесе другого автора, Шувалова. Там был зимний вариант «По щучьему велению», на ярославской сцене будет представлен летний вариант сказки.
-Насколько отличаются друг от друга спектакли, поставленные вами тридцать лет назад и сейчас?
-Безусловно, они разнятся. Все течет, все меняется… Объективно мне сравнивать трудно, но одно могу сказать вполне определенно: больше к этой пьесе я не вернусь – устал я от нее. А вообще многое зависит от театра. С Ярославским театром кукол у меня сложились замечательные отношения. Здесь хорошая организация производства, оснащенность, труппа высоко профессиональна, работают все с удовольствием и на совесть… - поэтому мне нравится ставить в Ярославле.
-Одну и ту же сказку можно рассказать по-разному и про разное. Ваше «По щучьему велению» – про что? Про веру в чудеса, про любовь, для которой нет преград, про пристрастие персонажей русских сказок к «халяве»?
-С моей точки зрения, в сказках, в русском фольклоре есть некая тайна, которую разгадать так и не удалось. И теоретики, утверждающие, что они-то точно знают, про что та или иная сказка, лукавят. Посудите сами: сказки любят десятки - да что там! – сотни лет, в чем секрет ее воздействия на публику, на читателя – непонятно. Но как только начинается уточнение задач, сказка сразу вульгаризируется, упрощается. Это сродни попытке объяснить в двух словах, что такое театр и для чего он нужен. Чудо, волшебство (а сказку я отношу именно к этой категории) не имеет ответа, почему и как оно совершается. Это же не загадка, которую надо непременно разгадать. Так что не надо сказку препарировать: позвольте чуду остаться чудом.
-Вам, как художнику, что больше нравится: процесс создания спектакля, или его результат – премьера?
- Безусловно, процесс. Со своей режиссерской точки зрения я могу вам сказать, что лично я все затеваю исключительно ради процесса. Результат воспринимаю с трудом, потому что опыт показывает: с годами, глядя один и тот же спектакль, находишь в нем все новые и новые грани. Так что премьера – не есть момент истины. Тебя поздравляют, хлопают, говорят хорошие слова, и, конечно, ты несколько обалдеваешь от всего этого. Это приятно, но, поверьте, не это главное.

Постановка спектакля «По щучьему велению» была осуществлена в достаточно короткий срок: премьеру от первой репетиции отделяет всего-навсего один месяц. На мой взгляд, спектакль получился очень красивым и задорным. Границы восприятия кукольного спектакля зрителями разных возрастов расширены за счет «живого плана»: люди-актеры и куклы-персонажи по-братски делят сказочное пространство. Интересно и нестандартно хореографическое решение спектакля, предложенное балетмейстером Еленой Стрекаловской, а песенки-прибаутки, стихи для которых написал сам режиссер Николай Боровков (только это – строго между нами!), наверняка полюбятся и маленьким, и взрослым зрителям. Помяните мое слово: их еще цитировать станут. А пока… как утверждают персонажи сказки «По щучьему велению» «мы б еще повеселились, только силы кончились» (вот видите, уже цитирую!), в том смысле, что я бы еще могла много что рассказать вам про новый спектакль, но не лучше ли его посмотреть самим? Не зря в народе говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Лариса ДРАЧ

Аватар пользователя
administrator
Site Admin
Сообщений: 304
Зарегистрирован: Сб май 06, 2006 5:15 am
Контактная информация:

Три кита успеха

Сообщение administrator » Вт ноя 27, 2007 8:45 am

Изображение
Вторник, 20 ноября 2007 (214) | Лариса ДРАЧ | Фото: Вячеслав ЮРАСОВ | Культура
Изображение
Три кита успеха
Ярославский театр кукол среди кукольных театров России (а таковых в стране насчитывается около ста) уверенно занимает одно из первых мест.
Главнейшим показателем успешности театра является его востребованность у зрителей. Табличка над театральной кассой «Аншлаг! На сегодня все билеты проданы», проливающая бальзам на душу администрации театра, на неудобоваримом бюрократическом языке называется «заполняемостью зрительного зала».

Так вот эта самая заполняемость зала в Ярославском театре кукол много лет равна 104 процентам(!), тогда как в большинстве кукольных театров России зрительный зал бывает заполнен процентов на 50 – 70, что уже считается весьма неплохим показателем. Желая прощупать почву столь «хронической успешности» театра, мы обратились за комментариями к заместителю директора по работе со зрителями Алексею Владимировичу Хи-трову.

Успех театра, считает он, зиждется на двух китах: во-первых, репертуар, во-вторых, работа со зрителем. Что касается репертуара, то здесь всё просто и сложно одновременно. Основой репертуарной афиши Ярославского театра кукол является классический детский репертуар. Дабы не возникло двусмысленных толкований, мне пояснили, что «в репертуар ярославского театра кукол может попасть только классическая пьеса в её классиче-ском прочтении. И никаких новомодных веяний в этом направлении, никаких неожиданных концепций здесь нет и быть не может». Подобная верность руководства традициям хоть и вызывает порой внутри театрального коллектива жаркие творческие споры, неизменно находит понимание у зрителя, ради которого, в конечном итоге, и существует Его Величество Театр.

Далеко за примером ходить не надо. В 1994 году решили поставить спектакль «Золотой ключик». Художник и режиссёр, посовещавшись, захотели отойти от советской драматургии, но руководство театра настояло на своей позиции: дескать, наш ребёнок воспитан на «Золотом ключике», и не надо устраивать путаницу в детской голове. В итоге на ярославской сцене был поставлен «Золотой ключик», и вот уже тринадцать сезонов спектакль пользуется неизменной популярностью у зрителей. Вышеупомянутая версия про Пиноккио в постановке этих же режиссёра и художника тоже увидела свет, правда, в других театрах – на сценах Петербургского театра сказок и в Вологде, но там спектакль продержался в афишах всего несколько лет и тихо сошёл на нет. Так что судите сами, кто в итоге оказался прав.

Театр культивирует в своём репертуаре вечные ценности: дружбу, порядочность, значимость семьи, – и зритель многие годы голосует за такую репертуарную политику своим рублём. Есть и такие театралы, кто на любимые спектакли приходит по пять, восемь, десять раз. Можно почитать книгу отзывов в фойе: какие прекрасные слова пишут зрители – как маленькие, так и большие!

Однако почить на лаврах, имея даже самый первоклассный репертуар, нельзя, считает Алексей Хитров: со зрителем нужно постоянно работать. Чем Алексей Владимирович и занимается уже шестнадцать лет, организуя работу кассиров, администраторов, распространителей билетов, контролируя рекламную службу, ежедневно (!) лично общаясь со зрителями перед началом спектаклей (на снимке). Так что к упомянутым Алексеем Владимировичем двум китам успеха я бы без лишней скромности добавила третьего: личную заинтересованность в успехе у каждого сотрудника театра.

На протяжении многих лет большой популярностью у зрителей пользуются абонементы. Приобретая их, можно спланировать свои визиты в театр на весь предстоящий сезон. Впрочем, если по какой-то уважительной причине вы не смогли прийти на спектакль в указанный день, всегда можно договориться с администрацией либо о замене билета на другой спектакль, либо о новой дате, уведомив их о своей проблеме заранее. В этих случаях театр всегда идёт навстречу зрителю.

Сейчас театр работает в основном со школьным абонементом (несколько лет ещё был и семейный). Он рассчитан на две возрастные группы: детвора шести-семи лет и более солидная публика – учащиеся 2-4 классов. Несколько сезонов абонемент был тематический: «Сказки русских писателей», «Сказки Андерсена», «Мои первые сказки». Теперь, идя навстречу пожеланиям зрителей и школьной программе, остановились на абонементе для разных возрастных групп.

– Наши постоянные зрители охотно приняли для себя эту форму общения и даже при планировании школьных мероприятий на новый учебный год заранее включают в него пункт: посещение театра кукол, – рассказывает Алексей Хитров. – Как правило, в абонемент входит четыре спектакля. Перед началом – небольшая интермедия: в игровой форме, с участием театрального домового Театруши ребятам рассказывают о правилах поведения в театре или о его истории, или о театральных профессиях…

– А я вот слышала, что театру кукол нет нужды привлекать зрителя, поскольку у него в городе нет конкурентов. Все пути так или иначе приведут зрителя в кассу кукольного театра.

– Кто вам сказал такую глупость? Конкуренция есть всегда! Любой драматический театр, выпуская детский спектакль, ориентируется именно на нашу аудиторию – детей 4 – 10 лет. В Ярославле маленький зритель может пойти и в ТЮЗ, и в театр имени Волкова, и в камерный театр под руководством Воронцова. Тем более что сейчас появились частные театры, самодеятельные коллективы, которые работают напрямую с детскими садами и школами, привозя спектакль «на дом». Забегая вперёд, скажу, что наш театр от выездной формы работы с детскими садами отказался около десяти лет назад.

– Почему?

– Во-первых, (и это самое главное) любой спектакль на выезде теряет в художественном плане. Ни света нормального, ни звука не настроить, ни декорации расставить… Во-вторых, восприятие происходящего уже иное. Одно дело, когда ребёнок, заранее готовясь, приходит в волшебный мир театра и совсем другой случай, когда артисты к нему сами в гости приехали, тут уже ребёнок – хозяин. И, наконец, для выездной формы работы нужен специальный репертуар: спектакли должны быть технически простыми, малонаселёнными.

Справедливости ради стоит заметить, что при всех вышеизложенных минусах, театр кукол всё-таки не отказался от выездной формы работы наотрез: в летние месяцы, когда завершается театральный сезон на стационарной площадке, артисты театра ездят с целевыми спектаклями по городским и загородным летним оздоровительным лагерям.

Но, как показывает практика, в гастролях по области особой нужды нет. Дело в том, что зритель с удовольствием приезжает в театр кукол сам – из Углича, из Гаврилов-Яма – практически из всех районов области. Да что там – области, берите выше – из других городов приезжают!

– Возникает законный вопрос: чего ж вам боле? В репертуаре находится около 30 спектаклей, зрительный зал ломится от публики…

– Вы забываете о том, что зритель у нас – особенный. Он имеет свойство подрастать. Театр, работающий со взрослой публикой, и завоевавший доверие и симпатии некой группы людей, может быть более-менее уверенным в своей успешности: не сегодня так завтра этот зритель к нему придёт. А наш зритель полностью меняется раз в три года… Поэтому у нас картина такова, что завоевав одного зрителя, нам нужно быть готовым к тому, что через пару лет ситуация повторится. Нет, почить на лаврах никак не удастся, и это, наверное, к счастью...


Вернуться в «Открытие 81-го театрального сезона»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей

cron