Артист Рашит Абдрахманов

Директор театра Д.А.Стрекалов. Помощник режиссера и актриса Елена Лопатина. З.а. РФ Е.К.Снегирева. Бенефис актрисы Татьяны Старочкиной.
Артист Анатолий Белков.
Бенефис з.а. РФ Людмилы Ковалёвой.
Бенефис з.р.к.РФ, режиссёра-постановщика театра Е.Т.Борисовой. Режиссёр В.И.Куприн.
Юбилеи з.а. РФ В.В.Смирнова и М.В.Смирновой.
З.р.к.РФ, художник-постановщик Е.А.Береснева.
З.а. РФ Ярослав Узенюк. Е.П.Севрикеева,з.р.к.РФ,заведующая мастерской по изготовлению кукол. Заслуженная артистка РФ Н.И.Новикова. Артист Данил Морозов. Игорь Бабанов, главный художник. Артисты театра: Любовь Маринина, Рашит Абдрахманов, Людмила Морозова, Валентина Баранова, Никита Тимошин, Ольга Жданович, Екатерина Соколова, режиссер Сергей Столяров, актриса Екатерина Зиновьева. Актер Александр Втулкин
Аватар пользователя
administrator
Site Admin
Сообщений: 304
Зарегистрирован: Сб май 06, 2006 5:15 am
Контактная информация:

Артист Рашит Абдрахманов

Сообщение administrator » Пт май 16, 2014 6:56 am

Автор:Лариса Драч
Подобрать «ключик» к каждой кукле

Пожалуй, единственный вопрос, на который у артиста Ярославского театра кукол Рашита Абдрахманова по сей день нет внятного ответа, это как, какими судьбами в его жизни возник театр. Нет, не то, чтобы бы в родном городе Рашита вовсе не было театра: ещё в 20-х годах прошлого века в Горловке Донецкой области, этом маленьком городке с большой историей, появилась театральная студия, с годами переросшая в городской театр. И к тому времени, когда появился на свет новый житель Горловки Рашит Абдрахманов, театр «Юность» мог похвастать обширным репертуаром – от детских спектаклей до постановки классических драматических произведений. Однако Горловка, так уж сложилось исторически, в первую очередь, это шахтерский город, и именно добыча угля определяет ритм и образ жизни города и его жителей. Театр был как бы за околицей повседневных забот большинства горловчан. Вот и отец Рашита работал забойщиком в шахте. Мама была кондуктором в трамвае, и одним из первых развлечений мальчишеского детства были отнюдь не семейные походы в театр, а именно бесконечное катание на трамвае.
Рашит с малолетства был приучен к самостоятельности: нянчиться с ним особо было некому. День-деньской мальчишка пропадал на улице, зато не было такой игры-затеи, в которую бы он, самый маленький во дворе, не умел играть. И хоть старшие ребята отмахивались от малолетки, неохотно принимали его в свою компанию, зато девчонки, годом-двумя постарше Рашита, с удовольствием играли с ним, учили тому, что знали сами. Результатом этих игр стала идеальная подготовка будущего первоклассника Рашита к школе: к первому классу он мог уже и читать, и писать, и считать. Кроме Рашита подобными навыками мог похвастать только сын учительницы. Учился он легко, и равно успешно по всем предметам. Переход в каждый следующий класс сопровождался похвальным листом за отличную учёбу. Родители настолько были уверены в неизменных школьных успехах сына, что даже доверяли ему самому расписываться в дневнике в графе «подпись родителей». Особо легко давалась ему математика, царица наук. Каждую задачку успевал решить несколькими способами, да и домашнее задание предпочитал делать прямо на уроке. При таких склонностях к точным наукам и учителя, и родители Рашита прочили ему поступление на физико-математический факультет. Однако самого Рашита, щелкавшего любые задачи как орешки, от полного погружения в мир формул что-то останавливало. Возможно то, что за десять школьных лет Рашиту пришлось сменить …добрую дюжину учебных заведений. Отец к школьной поре сына устроился работать в строительную компанию, а судьба строителей - сплошные разъезды: сегодня здесь, завтра – там. Вместе с главой дома меняла дислокацию и его семья. Так, раз в полгода Рашит становился «новеньким» в очередной школе. Бремя это непростое, новичков в школах, как правило, не любят.
-Постоянные переезды, вечная позиция новичка приучили меня к тому, что надо всегда уметь себя показать и за себя постоять. Первым на конфликт я никогда не шел, но сразу давал понять - что я за себя отвечу, чего бы мне этого не стоило, - объясняет годы спустя свою тогдашнюю позицию Рашит.
Школу Рашит окончил в Ставропольском крае и объявил родителям: еду поступать в театральный институт. Услышав это заявление сына, родители просто онемели…
- С чего вдруг в театральный-то? – не могу удержаться от вопроса и я. Ведь за весь рассказ, вместивший, на минуточку, добрую треть жизни моего собеседника, ни разу не прозвучало слово «театр». Даже мысль о театре не возникала! И вдруг такое….
В оживленно журчащей до сей минуты беседе виснет долгая пауза. Нет ответа, только разводит руками мой собеседник. Это, пожалуй, единственный вопрос, на который в своей жизни он так и не смог найти ответа.
Поступление в театральный институт – это была отдельная, весьма затянувшаяся во времени эпопея. Ошарашив родителей своим «театральным» заявлением, Рашит рванул в Москву, обошел по традиции многих абитуриентов все театральные вузы столицы, всюду «пролетел», и отправился штурмовать Санкт-Петербург. С тем же провальным «успехом» показавшись в творческих вузах Питера, не отчаялся, а поступил в студию, которую набирал Семен Яковлевич Спивак (впоследствии – народный артист России, известный режиссер, работавший в театре Ленкома, Академическом театре имени Ленсовета, и наконец, возглавивший Молодежный театр на Фонтанке). Студия была любительская, никакого диплома об образовании не давала, но Рашит Абдрахманов решил немного подучиться различным театральным премудростям - ведь кроме желания стать артистом «у меня абсолютно ничего за душой не было», признается он.
Однако надо ведь было на что-то жить в чужом городе. И Рашит поступил в техническое училище, прельстившись стипендией в 87 рублей - дворовое воспитание и умение приспосабливаться, выживать в любой ситуации, добиваясь своего, не раз выручали его. Выручили и на сей раз. Новое лето, новая вступительная кампания, и снова ни один из театральных вузов не протянул настойчивому абитуриенту Абдрахманову свою дружескую руку… Рашит взял тайм-аут, отслужил в армии, и, как говорят в таких случаях, с упорством, достойным лучшего применения …вновь подал заявления в разные театральные вузы. Эта история продолжалась, ни много – ни мало, целых семь лет! За эти годы Рашит Абдрахманов стал завсегдатаем многих вступительных театральных кампаний, знал педагогов по именам-отчествам, и его все знали. Параллельно с упорным штурмом театральных вершин, чтобы не терять времени даром, освоил настоящую мужскую специальность – стал экскаваторщиком. Работал на стройках, и деньги зарабатывал по тем временам просто фантастические. Другой бы давно плюнул на все театральные затеи, честное слово, и успокоился. Другой – да, но не Рашит. Во что бы то ни стало добиться поставленной цели – этому тоже его научило дворовое детство. И на излёте абитуриентского возраста, в 25 лет, он, наконец, поступает в Ярославский театральный институт на курс к Елене Тадеушевне Борисовой. И с этого момента театр стал доминантой в жизни Рашита Абдрахманова.
В 1990-м году молодой артист – кукловод Рашит Абдрахманов прибыл по распределению в свой первый театр - это был Театр кукол Удмуртской республики в городе Ижевске. Рашиту посчастливилось работать с большим мастером, главным режиссером театра Идой Спектр. А через некоторое время артиста-кукловода неожиданно пригласили в драматический театр на одну из главных ролей в спектакль «Стеклянный зверинец» Вильямса Теннесси. Так и работал Рашит несколько лет – утром играл детские сказки, вечером выходил на драматические подмостки. А потом взвалил на себя и работу диктора на местном телевидении: отныне рабочий день артиста начинался утренним эфиром в шесть утра, и заканчивал глубоко за полночь… Подобной всеядностью в лихие 90-е грешили многие артисты: надо было хоть как-то зарабатывать, чтобы выжить. Но именно в те жутко непростые, выматывающие годы, Рашиту посчастливилось наблюдать за работой таких замечательных мастеров театра кукол, как Роман Виндерман (это был один из ведущих режиссеров «уральской зоны», реформатор, выведший актера из-за ширмы и изменивший представление о жанре театра кукол); Юрий Фридман (это он придумал мультфильм о приключениях поросенка Фунтика, а также написал десятки пьес для кукольного театра, таких как «Соломенный жаворонок», «Привидение старой мельницы», «Раз, два, три» и другие).
- Наблюдать за работой настоящего мастера – это большое наслаждение и бесконечно ценный профессиональный опыт, - убежден артист Рашит Абдрахманов.
После Ижевска некоторое время служил артист Абдрахманов в труппе театра кукол города Ульяновска. В 2001 году приехал в Ярославль, где ещё со времен студенчества осталось немало друзей и коллег по профессии. Поступил на работу в Ярославский театр кукол. Опытный, с чуткими руками настоящего мастера кукловод, конечно, не остался без внимания режиссеров. С первых дней работы он оказался востребован во многих постановках театра. В спектакле «Солнышко и снежные человечки» Рашит Абдрахманов сыграл сразу несколько ролей – Дворника, Ворону и Зайца; в постановке «Маша и медведь» исполняет роль Медведя, в «Волшебнике Изумрудного города» - Дровосека, в «Лягушке-царевне» - Степана-царевича, в «Черной курице» - Учителя. Занят он и в других спектакля репертуара: «Любовь к одному апельсину», «Золушка», «Морозко», «Златовласка», «Неугомонная семейка», «Медвежонок Римтимти». Артисту всегда удается создавать яркие, динамичные образы, находя в каждом персонаже симпатичные, запоминающиеся детали.
-Артист не выбирает себе персонажей, он должен принять, оживить и полюбить ту куклу, которую создали для него режиссер и художник. Это очень непросто. Бывает, что кукла сопротивляется, и задача артиста к каждой подобрать свой ключик, сделав её своей, родной. Именно поэтому настоящий артист никогда не скажет, какая кукла ему больше нравится. Это все равно, что спросить у родителей, кто из детей им дороже? Все куклы любимые, как дети в семье. По крайней мере, так должно быть, - говорит Рашит.
Больше десяти лет Рашит преподает на кафедре театра кукол в родном Ярославском театральном институте, передавая то, чему его самого когда-то учили любимые педагоги будущим артистам-кукловодам. Главное, чему он учит студентов – это всегда стараться находить нестандартные решения, не брать ответ, что называется, «с первой полки», а попытаться копнуть глубже. А параллельно получил в альма-матер и второе высшее образование - освоил профессию режиссера. Режиссуру Рашит называет своим «долгосрочным вкладом в будущее». В качестве дипломной работы он поставил спектакль «Маленькую метель» в Костромском театре кукол. Спектакль получился лёгкий, изящный, по-настоящему добрый. Он настолько полюбился костромичам, что в ходе новогодней кампании артисты сыграли «Маленькую метель» почти 70 раз!
Как любой из настоящих артистов, Рашит Абдрахманов мечтает о такой роли, что была бы способна «оторвать» актера от земли и заставить его парить над сценой, чтобы зрительный зал ахнул, не в силах сдерживать восторг, и взорвался аплодисментами. А если очень чего-то захотеть, это непременно сбудется. Уж кто-кто, а артист Рашит Абдрахманов в этом успел убедиться на собственном опыте.
Изображение Изображение Изображение

Вернуться в «Люди и куклы»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей